Создание мини-музея и формирование музейного пространства в ДОУ

Что означает слово «музей»? Музей - от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Наш детский сад  имеет многолетний положительный опыт взаимодействия с музеями города, но сегодня, в период пандемии, дети лишены возможности посещать выставки и интерактивные музейные занятия. Поэтому мы решили уделить внимание созданию мини-музеев в возрастных группах нашего детского сада.

Мини-музей решает задачи музейной педагогики и общеинтеллектуального, социально-нравственного и общекультурного воспитания детей дошкольного возраста, а также способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями (законными представителями) детей.

Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

   Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.

Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы и т.д – все, что связано с темой музея.

Возле конкретных экспонатов могут быть знаки-правила о взаимодействии с данными предметами.

Исключительно важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

• выявление творческих способностей детей;

• расширение представлений о содержании музейной культуры;

• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

• создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:

• проведение обзорных и тематических экскурсий,

• проведение познавательных бесед и мероприятий,

• организация выставок.

Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.

Главное то, что мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.

Уважаемые, родители, мы приглашаем вас принять активное участие в смотре - конкурсе мини-музеев возрастных групп  нашего детского сада! Будем очень рады вашей помощи и поддержке!