Создание мини-музея и формирование музейного пространства в ДОУ
Что означает слово «музей»? Музей - от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.
Наш детский сад имеет многолетний положительный опыт взаимодействия с музеями города, но сегодня, в период пандемии, дети лишены возможности посещать выставки и интерактивные музейные занятия. Поэтому мы решили уделить внимание созданию мини-музеев в возрастных группах нашего детского сада.
Мини-музей решает задачи музейной педагогики и общеинтеллектуального, социально-нравственного и общекультурного воспитания детей дошкольного возраста, а также способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями (законными представителями) детей.
Важно, что в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании.
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.
Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, рисунки, поделки, картинки, игры, альбомы и т.д – все, что связано с темой музея.
Возле конкретных экспонатов могут быть знаки-правила о взаимодействии с данными предметами.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
• выявление творческих способностей детей;
• расширение представлений о содержании музейной культуры;
• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
• создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:
• проведение обзорных и тематических экскурсий,
• проведение познавательных бесед и мероприятий,
• организация выставок.
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.
Главное то, что мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.
Уважаемые, родители, мы приглашаем вас принять активное участие в смотре - конкурсе мини-музеев возрастных групп нашего детского сада! Будем очень рады вашей помощи и поддержке!