Психологическая гостиная № 4 "Сплоченный коллектив - сильный коллектив!"

Психологическая гостиная"Вместе мы сила"

Психологическая гостиная 26.03.2020г.

 

Как жить полной жизнью и "не сгореть" на работе

 

10 февраля в нашем дошкольном учреждении прошел семинар-практикум для педагогов " Как жить полной жизнью и "не сгореть" на работе!
Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально "сгораем" на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые "тлеют" и со временем постепенно превращаются в "пламя". Созрела необходимость проведения в нашем дошкольном учреждении семинара-практикума на формирование у педагогов навыков сопротивляемости организма ежедневным стрессогенным  ситуациям и обучению их различным техникам, направленным на снижение профессионального выгорания.
Вначале встречи педагоги были ознакомлены с понятием "эмоциональное выгорание" с его симптомами и стадиями, с современными техниками и приемами стабилизации эмоционального состояния.
Затем была проведена эмоциональная диагностика. Упражнение"Цветное настроение или цвет моей души" помогло определить настроение участников  в настоящий момент, а через проведение теста "Субъективная минута"  мы смогли легко проверить уровень тревожности педагогов.
В практической частибыли проведены: дыхательные  упражнения для быстрого снятия стресса;упражнение - медитация  "Сад моей души", которое помогло снять напряжение, восстановить гармоничное состояние коллег. Через упражнения  "Цветок позитивных качеств" и "Зеркало" педагоги смогли проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.
А притча об осле, попавшем в колодец, дала возможность осознать то, что в нашей жизни бывает много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать нам все новые и новые. И всякий раз, когда на нас упадет очередной ком, нужно помнить, что мы можем стряхнуть его и именно благодаря этому, подняться немного выше. Таким образом, мы постепенно сможем выбраться из "самого глубокого колодца".
В заключение семинара была проведена игра "Волшебная шкатулка". Каждый из участников доставал из шкатулки конфету с запиской, на которой были написаны ожидания на сегодня или, что нужно сделать педагогам в ближайшее время. 

Плотникова Т. М., педагог-психолог

Разумникова И. В., педагог-психолог

 

Наши языки общения

                                                                                                                                                Где согласие, там всегда и победа.
                                                                                                             Лат.: Ibi semper est victoria, ubi concordia est.
                                                                                                                                                                                                                    Публилий Сир

Если в педагогическом коллективе преобладает согласие, бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности, то можно с уверенностью сказать, что в этом коллективе сложился благоприятный психологический климат.

Все мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своем коллективе. Педагогический коллек­тив не прост во взаимоотношениях. Не всегда мы  проявляем свои лучшие качества в общении с коллегами.  Может, боимся непонима­ния или отпора? А может быть, для проявления более глубоких чувств нужны какие-то особые условия? Такие, когда что-то светлое, нежное, ранимое в нашей душе было бы увидено, прочувствовано и согрето другими.

 Именно поэтому цель последней в этом учебном году психологической гостиной  была направлена на сплоченность педагогического коллектива, на понимание друг друга.  Только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.   Проведенные упражнения «Ожерелье пожеланий», «Бусы» помогли коллегам  расслабиться, получить положительный заряд.  Упражнение «Зажимы по кругу» способствовали снятию телесных зажимов, развитию навыков эффективной коммуникации.     Релаксация «Радуга» дала возможность педагогам расслабиться, почувствовать,  как  разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие.      Игра «Карточки» способствовала развитию вербализации педагогов, позволила коллегам узнать друг о друге больше, выявить любимые увлечения, способности, личные качества.       Коллективная работа «Создание мандалы» была  завершающим этапом.    Педагогами были выбраны различные геометрические фигуры, понравившегося цвета, на которых им было предложено нарисовать что-то, что было бы им по душе, доставило удовольствие. В каждом рисунке отразилась частица души педагога, который его нарисовал.  На них можно было увидеть разный узор: растительный, геометрический, символический уголок природы, деревья, цветы, небо, птицы, рыбы или что-то еще, близкое каждому. Затем из этих фигур была составлена общая мандала - выражение души всего коллектива, в котором есть частичка души каждого из педагогов и где каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции.
 В заключение была прочитана притча «Спасти одну звезду»и высказано пожелание успеха в стремлении создать в нашем ДОУ психологический комфорт, где каждый может стать звездой сам и помочь сделать то же самое другому!
                                                                               Материал подготовила: Т.М.  Плотникова, педагог-психолог

Нейрографика

Как говорится: «Сколько людей, столько и мнений», я бы еще добавила: «Столько же  шаблонов поведения».  У каждого из нас они свои. Шаблоны поведения закрепляются в подсознании, образуя нейронные связи. Чем чаще мы используем определенный шаблон поведения, тем крепче становится эта связь. Нейронные связи, соединяясь между собой, формируют нейронную сеть.

Нейронная сеть, по сути, является обширной базой знаний, из которой подсознание достает нужную нам информацию. Например, когда надо принять решение или что-то сделать. Таким образом, решение поставленной задачи – это часть нейронной сети. Его можно представить как рисунок нейронных связей.

Поэтому в моменты напряжения у человека на подсознательном уровне возникает желание рисовать различные фигуры и линии на бумаге. Мы стремимся визуализировать проблему, чтобы посмотреть на нее со стороны и найти решение.

Наверно каждый помнит, как во время скучного урока или лекции наша рука начинала выводить на тетрадном листе какие-либо узоры: цветы, домики, геометрические фигуры, линии и т. д.  Таким образом, мы неосознанно выражали свое внутреннее состояние, мысли.

Нейрографика же учит делать это сознательно.

Что же такое нейрографика? Что это за метод, как он работает и в чем его польза? Ответы на эти вопросы попытались получить на очередной встрече в нашей «Психологической гостиной».

Начали с понятия «нейрографика». Нейрографика – это авторский метод, который помогает решать жизненные задачи посредством рисования. Данный метод был разработан в 2014 году Павлом Пискаревым – доктором психологических наук и по совместительству бизнес-тренером.

 Нейрографика считается методом визуализации проблем в виде простых зрительных образов. Она помогает найти пути выхода даже из тех ситуаций, которые кажутся неразрешимыми. В нейрографике фактически воплотились идеи арт-терапии великого психиатра Карла Густава Юнга.

Педагоги познакомились с одним из алгоритмов рисования в нейрографике, который

состоял из шести шагов:

- Первый шаг -   актуализация проблемы Педагогам было предложено задуматься над тем, какая проблема беспокоит их в данный момент сильнее всего.

- Второй шаг - оценка уровня напряжения. Необходимо было сфокусироваться на разнице между эмоциями, которые педагоги испытывают в момент обдумывания проблемы и будут ощущать, когда проблема разрешится.

- Третий шаг - выплеск эмоций на бумагу. Не задумываясь ни о чем постороннем, быстро и резко рисовать линии, покрывая весь лист бумаги.

- Четвертый шаг -  округление острых углов. На этом этапе было предложено педагогам найти на своем рисунке углы и сгладить их. В этот момент происходило снятие психологических ограничений. Основная задача была – снова стать целостной личностью, вернуть себе внутреннюю гармонию и привести в порядок мысли.

- Пятый шаг -  интеграция рисунка. Предлагалось закрасить те области рисунка, которые вызывают у педагогов позитивные эмоции. Использовать один цвет или несколько в зависимости от их желания. Затем сделали так, чтобы фигура, получившаяся из закрашенных областей рисунка, полностью слилась с фоном. Это действие было направлено на:

  • выравнивание уровня напряжения;
  • изменение неэффективного поведенческого шаблона;
  • решение беспокоящей проблемы.

- Шестой шаг – синхронизация поля  - прорисовывание через весь лист бумаги силовых линий, которые являются символами высокого напряжения. Эта задача была направлена на то, чтобы, педагоги перестали испытывать какие-либо эмоции по отношению к своей проблеме. Она перестала бы их интересовать.

- Седьмой шаг - вербализация проблемы. Коллеги оценили свои проблемы, с которыми они постарались справиться с помощью нейрографики.  

Метод «нейрографика» позволил  нам вывести тревожащую проблему из области постоянного обдумывания и переживания в графическое представление, перенося ее на бумагу в виде рисунка. Это помогло нашему подсознанию найти ответы и пути решения, не зацикливаясь на стандартных вопросах.

Так же он помог выразить на бумаге свои страхи, переживания и обрести внутреннюю гармонию.

 Материал подготовила: Т.М.  Плотникова, педагог-психолог